Введение

Общая информация

Демонстрационный химический эксперимент как метод изучения химии, является убедительным доказательством объективности химических знаний. Удивление от волшебства превращения веществ в колбах и пробирках сменяется пониманием сущности явления и интерес к предмету усиливается.

При изучении практически всех разделов школьного курса химии проводятся различные демонстрационные эксперименты. Но есть обстоятельства, при которых многие учителя отказываются от проведения опытов в классе. Среди таких обстоятельств может быть:

отсутствие (или ограниченное количество) необходимых реактивов;
присутствие в классе учащихся с аллергией на реактивы;
недостаток времени для подготовки и проведения опытов;
отсутствие оборудования для демонстрации плохо видимых химических реакций или реакций, проводимых в маленьких объемах.

Онлайн-коллекция видеозаписей «Школьный химический эксперимент» предназначена для достижения нового качества образования, обеспечения методической поддержки учебного процесса, а также повышения учебной самостоятельности и творческой активности школьников.

Предлагаемое видеопособие содержит наглядный материал (видео) и текстовые комментарии к 123 опытам школьного курса неорганической и общей химии и полностью соответствует требованиям ФГОС.
Структура продукта соответствует общепринятой системе размещения материалов в учебниках, знакома учителям и понятна учащимся.

Видеозапись опытов сопровождается комментариями: закадровым дикторским текстом и текстом в карточках, содержащим формулы и уравнения химических реакций. Комментарии к опытам ориентированы на учеников и призваны способствовать восприятию материала и его эффективному усвоению. Комментарии к опытам согласуются с содержанием действующих учебников по химии, но не заменяют их в полной мере.

Демонстрация видеозаписи по сравнению с «живым» экспериментом имеет ряд особенностей: возможность постановки опытов не только в процессе изложения нового, но и при закреплении материала, обобщении знаний, решении экспериментальных задач.

Исключается риск неудачи эксперимента: положительное завершение химического эксперимента любого уровня сложности, несомненно, важно в условиях ограниченного времени урока, и способствует успеху обучения.

Освобождается время учителя, затрачиваемое на подготовку и проведение экспериментов (особенно продолжительных опытов по коррозии металлов, электролизу, кинетике химических реакций и др.). Учителю не приходится каждый раз заново продумывать последовательность действий и специфику проведения эксперимента.

Появляется возможность повторного просмотра эксперимента в видеозаписи сколько угодно раз, возможность просмотра с нужного момента, возможность «остановить» кадр. Это способствует глубокому проникновению в суть явления, дает пищу для обсуждения разных аспектов происходящего. Пособие можно использовать и при изучении нового материала, и при его обобщении, закреплении, систематизации.

Использование крупных планов при съемке позволяет рассмотреть в детали в технике выполнения эксперимента, свойствах исходных веществ и продуктов реакции.

Используя пособие для самостоятельной работы во внеурочное время, ученики могут самостоятельно посмотреть опыты с комментариями, проанализировать и усвоить материал.

Конечно, видео-опыты не должны вытеснять реальный эксперимент на уроках химии, но разумное сочетание «живого» эксперимента и видео позволяет качественно улучшить урок и способствует успешности обучения на протяжении всего курса химии.